80-летию школы

МБОУ Раздолинская СОШ

  имени Героя Советского Союза Фёдора Тюменцева    

 

                              

                               

2007-2024

80-летний юбилей  школы

 1936- 2016

 

Школа в воспоминаниях выпускников .

Проект "Учительница первая моя"

Из воспоминаний Виктора Тяна, г. Красноярск

 

         Екатерина Алексеевна Гончаренко - Учительница первая моя. Все, что возвращает меня назад, в детство, в школьные годы, всегда ассоциируется с одним человеком – моей первой учительницей.

 

 

                  От родителей я получил жизнь, а от первой учительницы – правила этой жизни. И как потом оказалось, правила эти, действительно, на всю жизнь! Это у нее я научился читать, писать, считать, получил азы человеческой этики и поведения. Екатерина Алексеевна Гончаренко уроженка Иркутской области, после окончания педагогического училища по распределению была направлена в поселок Раздолинск, преподавателем начальных классов.

                С 1960 по 1964 г.г., т.е. с первого по четвертый класс Екатерина Алексеевна была моим классным руководителем. В те годы в поселке действовали 3 школы начальных классов. Мы «пошли” в начальную школу № 4, которая располагалась на улице Первомайской (сейчас на этом месте расположены корпуса училища). В здании школы было всего два классных помещения, библиотека, крохотный буфет и просторный зал, где проходили уроки физкультуры и различные массовые мероприятия. Окна классов выходили на улицу Первомайскую, а вдали видны были и речка Рыбная, и лесопилка, и действовавшие в те времена металлургический завод и обогатительная фабрика.

                Хорошо помню самый первый день в школе. Первого сентября в первый класс пришло намного больше малышей, чем могла принять школа. И первые слова своей первой учительницы я помню, как раз, были успокоительными для тех родителей, детей которых предлагалось направить в начальную школу №2, в центр поселка. А потом началось знакомство с оставшимися счастливчиками. Екатерина Алексеевна называла нас по фамилии и внимательным, но добрым взглядом как будто фотографировала нас поочередно. При этом, уточняла имя каждого. Буквально в первых ее словах были обозначены правила поведения в школе, краткие, но понятные даже для нас, семилетних.

               С первых минут знакомства с Екатериной Алексеевной большинство моих сверстников узнавали в ней свою маму! А это для детей очень важно, когда с посторонним человеком сразу устанавливаются доверительные отношения. Сколько же терпения нужно было иметь для того, чтобы почти три десятка семилетней «мелюзги” поверили взрослому человеку, вчера еще совсем незнакомому? Подкупало в ней все: спокойствие и такт, справедливость и доброта, терпение и требовательность, скромность и аккуратность. Наверное, по этому, я не помню, чтобы кто-то из нас даже в «узком кругу”, осмелился сказать про Екатерину Алексеевну что-то обидное. А ведь мы были очень разные, особенно мальчишки. Я не могу вспомнить внешней раздражительности, повышенного тона в ее голосе при разговоре с нами, такими разными по характеру и поведению. Просто поражаешься, как в классе преображалась наша жизнь!

               Уроки строгой математики и русского языка чередовались с впечатлительными и незабываемыми рассказами «Родной речи”. Первые песни на уроках пения о доброте и чести, гимнастические пирамиды на уроках физкультуры – были первыми азами патриотизма, коллективизма, нравственности. А уроки труда, где все, и мальчишки, и девчонки кропотливо и с неподдельным удовлетворением то рукодельничали, то проявляли чудеса лепки, рисования и конструирования! И всеми этими процессами ненавязчиво, с душой руководила Екатерина Алексеевна. А чего стоили уроки внеклассного чтения и просмотра диафильмов! Именно на этих уроках мы узнавали и запоминали «что такое Хорошо и что такое Плохо”. А поочередное чтение текста при просмотре диафильмов воспитывали в маленьких человечках уверенность в себе. Чтение стихов и басен, чтение текстов по ролям делало нас маленькими актерами. До сих пор помню, как басни И.А.Крылова рассказывал мой друг Володя Машуков: его интонации так правдиво передавали сюжет басни, что невольно в этот момент я находился не в классе, а там, вместе с хитрой лисой и добродушным журавлем. А стихотворение А. Фета про ласточек и грачей в исполнении Кости Кожемякина было таким достоверным, что весь класс переводил взгляд на окно одновременно с кивком головы Кости: «Ласточки пропали. А вчера зарей все грачи летали. Да как сеть мелькали вон над той горой..”

             Глазами Екатерины Алексеевны мы научились смотреть в мир. Это ее словами, чувствами и эмоциями в нашем сознании навсегда отложилось что такое «правильно” и “неправильно”, “хорошо” и “плохо”! Это она учила нас верить в себя. Это благодаря ей, мы стали людьми!

             Спасибо Вам, Екатерина Алексеевна, за то, что Вы были в нашей жизни, за то, что дали «зеленый свет” в большую жизнь нашим судьбам!

 

Из воспоминаний Маргариты Лавровой (г.Красноярск) о первой учительнице

     Я тоже хочу рассказать о своем первом школьном дне и о своей первой учительнице – Можановой Таисии Николаевне. В школу меня отдали почти в восемь лет (в октябре исполнилось), так как я была худенькая, «мелкая»- в восемь лет весила 17 кг , а рост -141 см. (мама все данные мои записывала каждый школьный год). Когда мы с мамой пришли в школу, она спросила у меня, у кого я хочу учиться: у Рафальской Евстолии Александровны или у Таисии Николаевны? Я быстренько сообразила, что имя «Евстолия Александровна» выговаривается довольно сложно, и ответила : »У нас есть тётя Тася , а бабуся-Николаевна, пойду к Таисии Николаевне»!

     Вот так и выбрала себе замечательную учительницу, с которой общалась почти до конца дней её жизни! Помню, что косы у нее были уложены на голове, часто зимой она надевала теплую вязаную кофту бирюзового цвета, и когда я смотрела на неё, у меня было такое непреодолимое желание обнять её и прижаться лицом к этой кофте! Я на переменке подходила к Таисии Николаевне и тайком прикасалась к рукаву! И это было счастье! Помню уроки пения, когда мы вместе с ней пели песни, особенно запомнилась почему-то: «По солнышку, по солнышку, дорожкой луговой иду по мягкой травушке весеннею порой. И любо мне, и весело, смотрю по сторонам, голубеньким и беленьким я радуюсь цветам!» Вот, запомнила ведь!

       Любила её безоглядно всей душой! А потом она с мужем Гавриилом Васильевичем и дочкой Тасей переехали в Новосибирск, Тася жила на ОБЬГЭС, а они сначала в деревянном домике с садиком, где полно было малины, а на полу сохла картошка…Я всё это знаю, так как каждое лето с сыном Женей приезжали к двоюродной сестре Людочке с семьёй (дочери тёти Клавы), и ОБЯЗАТЕЛЬНО ехали в гости к Таисии Николаевне и Гавриилу Васильевичу! Потом они переехали в однокомнатную квартиру , и мы уже туда приезжали к ним. Таисия Николаевна стала очень плохо видеть, стала такой худенькой, маленькой… Но в доме всегда была безупречная чистота!

       Гавриил Васильевич умер первым где-то в 1996 году, а Таисия Николаевна, отметив свой 80-летний юбилей (она родилась в 1917 году), умерла вскоре, по-моему, в 1999 году, оставив о себе такую добрую память у меня! А Люда со своим мужем считали их своими старшими добрыми друзьями. Вот такая у меня была моя ПЕРВАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА, МОЖАНОВА ТАИСИЯ НИКОЛАЕВНА

  

 

  

Из воспоминаний  Никиты Виноградова, г.Санкт-Петербург

 

        Первые школьные годы. В далеком 1951 году 1 сентября стал для меня первым учебным днем в моей жизни. Сколько лет прошло, а я его помню очень ярко. В школу пришлось идти одному, так как мама работала на шахте. Моя сестренка привезла меня к маме в Раздольное в 20-х числах августа. Мама отбывала ссылку по 58 статье. Накануне она приготовила вельветовую курточку , брючки , светлый джемперок. У меня были ботиночки с галошами и пальтишко  и, конечно ,берет.

        Мама договорилась с соседней девочкой. чтобы она проводит меня до школы.. Я вышел пораньше и стал ожидать мою провожающую. Она прибежала, жуя большой ломоть черного хлеба, который был намазан комбижиром  и томатной пастой. Мне так захотелось попробовать этот хлеб , но и я вида  не подал , только проглотил слюну . Она довела меня до мостков Первомайской улицы и убежала к девочкам , которые шли впереди. Так я и пошел . Для меня все было в диковинку и дома, и мостки, и первый ручей ,и ,конечно ,пожарная каланча. Все было незнакомо , я открывал для себя новый , необычный мир поселка. Ведь раньше я жил с бабушкой и сестрой в Ленинграде. Бабушка умерла, и Леночке пришлось отвезти меня к маме, так как мне надо было идти в школу. Маму мы не видели уже три года.

      Мои приключения только начинались , провожающая скрылась с глаз с толпой девочек. Я пошел за мальчишками,  которые ,по моему разумению, тоже шли в школу. Наверху Горняцкой мы повернули направо. Впереди была школа , к которой стекались ручейки мальчиков и девочек. У некоторых девочек были красивые и большие  белые банты в косичках. До школы  мне надо было пройти глинистое  поле, где я, пройдя пару метров,  завяз. Вытащить галоши у  меня не хватило сил. Помог   мне парень в кирзовых сапогах . Он  вытащил меня и мои галоши, перенес  на сухое место.

       

     Может быть,  поэтому я и не помню, что было потом. Первый звонок ( колокольчик), первая линейка , первая учительница. Все смешалось в моей голове. И только отдельными фрагментами всплывают в памяти  события, которые происходили в то далекое школьное время. В классе 3 или 4 у нас были уроки внеклассного чтения. Вела эти уроки очень интересная учительница в моем понимании тогда. Она была стройна, красивые волосы были в высокой прическе. Но больше всего поражали большие,  темные глаза.         

      Когда она улыбалась или читала нам Гомера, глаза просто сияли. И как она умело могла нам маленьким мальчишкам и девчонкам рассказать красиво о любви богов и мы понимали и сопереживали, не только мы, но старшие, что приходили послушать ее. Многие задавали вопросы и всегда получали полные ответы и наше любопытство было полностью удовлетворено.  Эти уроки были настолько интересны и познавательны, что 2 часа пролетали  как единый миг и надо было идти домой.

       А по дороге домой в голове всплывали подвиги богов, коварные сирены, циклопы и золотое руно. Часто вспоминаю Августу Ивановну Тихонову. В кабинете биологии стоял скелет и  мальчишки норовили его потрогать .  Хозяйкой этого кабинета  была Августа Ивановна Тихонова. Строгая , но добрейшей души человек. Она очень строго одевалась .  Кружевные белые воротнички и  манжеты кофточки были ее любимым нарядом,  за манжетой рукава был красивый кружевной платочек!

     Однажды Августа Ивановна задала  нарисовать дома  инфузорию туфельку Я  подошел к домашней  работе творчески .Рисовал в тетрадке тушью тонким перышком , старался , чтобы рисунок был похож как в учебнике, только  большего размера. У меня  все получилось! Когда  Августа Ивановна проверяла задание, ее первый вопрос был: « Кто нарисовал или помогал мне?» Я ответил,что рисовал сам. Она с недоверием посмотрела на меня и сказала: « А при мне нарисуешь?» Я сказал что конечно , только принесу тушь и перышко.

      На следующем уроке я рисовал то, что мне предложила Августа Ивановна. Минут через 20 она сказала: «Ты молодец, у тебя здорово получается , наверно, будешь чертежником или художником». А я хотел стать врачом, так как с детства много болел, перенес несколько операций.  А потом  так оно и вышло. От ученика чертежника  я дошел до главного конструктора проектного института Ленинграда , где и проработал 35 лет.

       Часто вспоминаю удивительные уроки географии, которые вел Николай Петрович Рафальский. Среди мальчишек мы называли его «глобус» . Сам класс географии был не обычен . Там стоял огромный глобус , который подсвечивался изнутри, на стенах весели карты полушарий, но главным чудом был эпидиаскоп – волшебный фонарь Алладина. Многие сейчас и не представляют что это такое. Это такое устройство, позволяющее проецировать картинку со стеклянной рамки на экран . Картинки были очень яркие , резкие и очень красочные. Конечно, уроки в сопровождении таких ярких картинок запоминались надолго .А когда мы стали изучать горы и их образование, то нас поразил макет вулкана, почти настоящего , потому что из жерла сначала шел дым, потом летели искры и камни и начинала расти гора.  Еще была метеостанция. Среди  мальчишек и девчонок шла борьба  за право снимать показания. Это доверялось только тем, кто проявил себя в знании уроков и хорошем поведении.

       Прошло почти 60 лет, но эта картина как наяву. Низкий поклон и светлая память всем нашим учителям , которые вкладывали в нас  отличные знания , прививали любовь к Родине и старались воспитать достойных граждан великой страны.

 

 Запоздалое письмо.


     Здравствуйте, дорогая Нина Ивановна. Сегодня   мне позвонили и сказали, что Вас больше нет с нами.
     Неправда. Любимые учителя – как родители, всегда незримо рядом.
     Помню, как мы  боялись  перехода из 4-го класса в 5-й. Наша Александра Иосифовна Ивачева была для нас божеством на земле, и в «большую» школу мы пришли растерянные, подавленные. Но 1 сентября, оставив своих первоклашек, она пришла к нам в класс и сказала, что теперь с нами будете Вы, Нина Ивановна: «Она- как я».
     Шесть лет Вы, Нина Ивановна, вели нас к взрослению.
     Вы учили нас с Гриневым по «Капитанской дочке» беречь честь, с Татьяной Лариной из «Евгения Онегина» хранить верность, с Раскольниковым из «Преступления и наказания» - не быть  тварью дрожащей, но и не перешагивать  грань добра и зла, вслед за Сатиным «На дне» даже в падшем человеке видеть человека… Ваши уроки литературы были уроками  жизни. Часто они превращались в спектакли в классе, а то и для всей школы.
    Простите нас, учительские дети. Репетируя, готовясь к спектаклям и концертам, мы табором перемещались с уютной кухни родной учительницы в комнату, хозяйствуя на книжных полках, отнимая ваше время, предназначенную вам любовь. С нами ваша мама- наша Нина Ивановна,- ходила в походы, сидела у костра, учила самостоятельности,  ответственности.
   Нина Ивановна, ведь благодаря Вам – и с Вами – именно в нашем классе были лучшие ученики в школе, лучшие спортсмены, лучший гитарист, лучшие фотографы, лучшие математики (жестокие, шутили над учителем, «подкидывая» задачки, ей непосильные).
   Нина Ивановна! Вы были  нашим кумиром, недаром пятеро из 20 выпускников нашего класса окончили педагогический. Испытание школой, правда, выдержали не все - кто ушел в чиновники-начальники, кто в науку, кто в журналистику. Но во всех наших делах Вы всегда незримо с нами. И будете с нами всегда.
   …За моим окном апрельский снег мягкими хлопьями обнимает тонкие ветви белой березы – как у любимого Вами Есенина. А Вы ушли «в ту страну, где  тишь да благодать». И я верю, ушли туда, куда уходят со временем подлинные Учителя- как погибших в боях за Родину солдаты, которым прощается все вольное и невольное…


Галина Игнатьева
Газета «Ангарский рабочий» за 9 апреля 2013 года 

 

 

  

Учительница добрая моя.

(Из воспоминаний Н.Игониной, архив школы)

     Волнение  сжимает горло, когда я перебираю пожелтевшие  фотографии и вспоминаю школьные годы во время Beликой Отечественной войны. Тогда наша Раздолинская школа была деревянной, с печным  отоплением, без всяких удобств. Не мечтали и о буфете. Помню, набивали карманы брусникой и ели ее.

     Первым моим учителем был Денис Тимофеевич Романов. К сожалению, его уже нет в живых. Какой это был замечательный человек! Как мы любили его! Он никогда не кричал на нас, на его лице всегда была улыбка. Моя детская цепкая память многое сохранила из жизни нашей школы. Война круто изменила ее. Ушли на фронт наши учителя— Н. А. Тиханов, Meльников, Кацевич. Их нужно было срочно заменить. С этой целью в школе открылись  краткосрочные шестимесячные - курсы по подготовке учителей. Эти курсы в грозовые сороковые годы закончили Дарья   Филипповна   Горбунова, Нина Ивановна Попкова, Валентина Константиновна Трушкова, Вера Павловна Стацура, Александра Иосифовна Ивачева.

     Дарье Филипповне, будучи ученицей выпускного класса 1943 -1944 учебного года, без отрыва от учебы, закончила вышеназванные курсы  и получила направление в Мотыгино. Но директор Раздолинской школы Ф. Н. Матвеев приложил все силы для того, чтобы Дарья Филипповна осталась работать   в   Раздолинске.   В то время я перешла в пятый класс, и как раз классным руководителем у нас стала Дарья Филипповна. Она вела математику. Скажу откровенно: не любила я этот предмет, уж очень трудно он мне давался. Дарья Филипповна всячески помогала мне. Как я благодарна ей за доброту   и  понимание! До сих пор вижу, как она берет мел и пишет на доске цифры. Как жаль, что только до седьмого класса  проучилась я у нее. В пятнадцать лет закончилась моя школьная жизнь, я поступила  в медицинское училище. До сих пор вспоминаю свою любимую учительницу. Она не знала ни выходных дней, ни часов отдыха. Мы, ученики, пилили дрова для школы, возили их, работали на пришкольном участке, и всегда с нами была Дарья Филипповна. На ее уроках всегда стоила тишина, было слышно, как пролетала муха. Она умела расположить к себе учеников даже  самых непослушных. Дарья Филипповна paботала в школе и одновременно заочно училась в  Красноярском педагогическом институте. Меня, свою бывшую ученицу, она всегда называет на «Вы», когда я не соглашаюсь с этим, она отвечает: «Наташенька, так требует этикет. Вы ведь медицинский работник». Вот какой это  человек!

 

 

 

Родная школа, ты в сердце навсегда!

       Август 2015 года, Красноярск, набережная Енисея. Медленно одолевает ступеньки кафе-парохода «Капитанский клуб» группа из шести человек довольно-таки зрелого возраста. Это собираются на встречу выпускники Раздолинской средней школы.

       «Девчонки, а вы совсем не изменились!» - говорит Витя Туровец, единственный мужчина среди нас. Уточняем хором: «С прошлого лета или с последнего звонка?» И настроение поднимается.

В далеком 1969 году для нас прозвенел последний звонок, и судьба разбросала всех по Советскому Союзу. Встречались, расставались, писали письма, посылали открытки, звонили иногда друг другу. 40 лет прошло, и в 2009 году мы собрались в Раздолинске.

       Юбилей! Столько воспоминаний, радостных и грустных, я с гордостью показывала моим одноклассникам свою школу. Восхищались, удивлялись, завидовали, но весь вечер говорили о той старенькой двухэтажной, с огромными березами рядом, щербатыми ступеньками, обычными партами и черной доской, узкими коридорами (которые для нас тогда вроде были широкими), буфетом в актовом зале. Наш класс был сборный. Ученики в классе объединились из трех начальных школ. Были «ашки», «бэшки», «вэшки», «гэшки». К 10 классу остались только «А» и «Б».

        Так вот, 10 «А» сидит за столом «Капитанского клуба», мысленно открывает дверь родной школы. Сразу направо – раздевалка. Быстрее бы, не опоздать на линейку в начале недели или на зарядку, когда учишься с утра. Она у мальчишек на первом этаже, у нас – на втором. Бегом по лестнице, а там дежурные с повязками: «Вернись, пробежала!». Стали старше - не особо подчинялись. Наш кабинет физики - № 5, рядом с лабораторией, где был школьный радиоузел, а еще из него можно было попасть на сцену актового зала, где мы часто дурачились.

        Встречаясь, мы всегда вспоминаем, кто где и с кем сидел тогда. Мы с Зоей Старшовой (нашей дружбе 52 года) - на среднем ряду, за последней партой. Сегодня мы сидим напротив друг друга. Таня Калинина – перед нами, а сейчас - рядышком. Вера Безруких - на третьем ряду, сейчас она сидит сбоку, Надя Дуб - возле окна, на первом ряду, а тут – около меня. Витя с мальчиками на предпоследней парте первого ряда, сегодня - во главе стола.

        А пока вспоминаем: мысленно покупаем пирожки в школьном буфете, бегаем по коридорам, степенно прогуливаемся весной вокруг школы, играем в любимом спортзале в баскетбол...

Вообще, спортзал – это отдельная история. Внизу, в раздевалке, переодевались в форму: майку и трусы, если не готов – торчишь там весь урок, но мы любили физкультуру, и такое случалось редко. Спортзал большой, со снарядами, канатом и светлый-светлый. Наверху – балкон, где собирались болельщики во время соревнований, которые, как нам кажется, шли вечерами весь учебный год, там также назначались свидания. Туда приходили «болеть» за любимую команду и любимого мальчишку. А когда твой бросок был удачным и мяч летел в корзину, балкон «свистел», кричал и хлопал одобрительно и, казалось, что сердце от радости выпрыгнет из груди.

        Столько лет прошло, а мы до сих пор слышим баян Кокоулина Николая Константиновича, видим серьезную Анну Петровну (у нее был такой красивый голубой спортивный костюм!). Правда, она сначала была строгой, а когда вышла замуж за нашего классного руководителя Николая Николаевича Гунькова, то подобрела.

Николай Николаевич вел физику, всегда волновался, у него был полный стол приборов, и он много писал на доске. Наши мальчишки любили этот предмет и хорошо знали его. Математику преподавала Анна Антоновна Будритте,которая по распределению после педагогического института приехала из Клайпеды. Красивая, стройная, с высокой прической, хоть и молодая, но она была очень строгой, и на ее уроках стояла тишина. Горжусь тем, что после отъезда Анны Антоновны мы в 10 классе учились у Татьяны Лаврентьевны Соколовой, она нас и выпускала. Спасибо этому грамотному и талантливому Учителю.

 

 

        Нам очень повезло, так как рядом были умнейшие педагоги. Русский язык и литературу сначала вела Богданович Надежда Ивановна, потом Попкова Нина Ивановна. О них я могу говорить часами, ведь благодаря моей маме Горбуновой Дарье Филипповне и дорогим Надежде Ивановне и Нине Ивановне я 36 лет преподавала в родной школе любимые русский язык и литературу.

        Кстати, Калинина Таня тоже около 40 лет работала учителем русского языка и литературы. Мы любили факультативы по поэзии, где читали, анализировали стихи, а если они были про любовь, то учили их наизусть. Немецкому языку обучали Стацуро Лидия Павловна и в старших классах - Федоров Виктор Александрович.Грамотные, красивые, с чувством юмора, общительные, они у нас даже принимали по немецкому языку экзамен, благодаря которому и появился анекдот о нашем однокласснике Юре П. Работая над текстом со словарем, он попросил словарь потолще, так как не нашел в предыдущем перевод незнакомого слова «Дрезден». Как давно это было...

         А вот мы в кабинете Надежды Максимовны Ивановой. Не лукавя, скажу, что мы до сих пор можем показать столицы многих государств, где и как текут крупные реки, и как богата наша Родина полезными ископаемыми. На уроках географии мы смотрели множество  диафильмов, работали с картой и гордились лучшим кабинетом в школе!

         С большим почтением говорим о Чуповой Галине Григорьевне, ведь в 10 классе учились химии у нее, как любила я «органику». Тактичность, строгость, отличное знание предмета до сих пор восхищают нас! Наш класс был обычный: отличников не было, но и троечников мало. Конечно, шалили, но ни в учительской, ни в кабинете директора за проказы не бывали. Тем более, что историю и обществознание у нас вела сама Винк Фаина Федоровна. Мы учили, зубрили, сдавали вечерами зачеты, уважали ее. Память у Фаины Федоровны феноменальная, знания обширные, как здорово, что учились у нее!

          А какие в школе были мастерские! Мальчишки что-то делали на верстаках, а мы приобщались к шитью с Зинаидой Викентьевной Бекишевой. Так уютно было в ее большом кабинете, чувствовали себя свободно, могли посмеяться, поговорить вслух. Зинаида Викентьевна вела с нами доверительные беседы о манере поведения, о физиологии, об одежде и любви, конечно.

Мы вспоминаем поездки в колхоз, где копали картошку, ели суп из огромного котла, ночевали вроде в клубе, весной чистили тротуары от снега, убирали мусор вокруг школы, мыли полы в кабинетах, заклеивали окна, ходили на демонстрации...

 

 

           Громкий озорной смех таких взрослых тетенек вызывает недоумение у молодежи, которой много за соседними столами. Объясняем им причину встречи, и все нам аплодируют.

Август 2015 года… По ступенькам спускаемся из «Капитанского клуба» на набережную, весело, с шутками, на остановке обнимаемся и целуемся. У каждого, конечно, есть номера телефонов друг друга. Скоро будут новые фотографии еще одной встречи. Заряд бодрости, да еще какой, получен!

Выпускники 1969 года поздравляют любимую Раздолинскую школу с 80-летием. Желаем творческих успехов, воплощения в жизнь интересных идей, высоких достижений и новых побед!

Пусть талантливые педагоги и любознательные ученики прославляют своими успехами родную школу и гордятся ею.

Людмила РЖЕНЕВА (Кузнецова), выпускница Раздолинской  школы 1969 года

http://angarochka.ru/index.php/2010-06-04-03-47-05/8820-2016-06-03-07-18-46

 

 

ВСПОМИНАЯ ШКОЛУ…

            Мои ученические годы начались не в стенах школы. В 1986 году мы, шестилетки, поступили в «нулевой» класс, располагавшийся в здании детского сада.

           Половина дня была занята уроками, вторая половина – дополнительными занятиями, играми. Рудакевич Валентина Николаевна, наша вторая мама, взяла нас за руку и повела в загадочный мир учения.    

           Вместо оценок были звёздочки. Те, кто зарабатывали больше всех звёздочек, получали почётную награду: возможность посидеть за «ленинской» партой. Благодаря Валентине Николаевне учились с увлечением! А после уроков с нами занималась добрая, заботливая воспитательница Карпенко Галина Николаевна: интересные игры, воспитательные занимательные беседы! До сих пор помню, как она читала нам книгу о правилах поведения, этикета.

          Через год началась наша школьная жизнь: первый звонок, первая линейка во дворе большой школы .И рядом с нами была наша любимая учительница, Валентина Николаевна. Потом было много сентябрьских линеек, но та, самая первая до сих пор в памяти. Мы, немного перепуганные первоклашки, еле видны из-за пышных букетов, в настоящих школьных формах, с ранцами на плечах. Открылся удивительный школьный мир!    

          В 5 классе мы познакомились с Побегайло Алиной Константиновной, которая стала нашим классным руководителем до 10 класса.

 

 

         Появились новые предметы, новые учителя. Мы учились грамотно писать, красиво и правильно говорить на уроках Рженёвой Людмилы Васильевны. С Орехвой Жанной Фёдоровной пробирались сквозь дебри алгебры и геометрии. Верхотурова Зинаида Ивановна увлекла рассказами о растениях, животных. Не забуду и первое  школьное испытание: экзамен в 8 классе по химии. Было волнительно, но благодаря урокам  Кирилловой Риммы Владимировны эта сложная наука стала понятной, простой и   интересной. С каким нетерпением мы ждали лабораторные работы по химии и биологии: опыты, исследования, творчество. На уроках Гринюк Марии Степановны мы окунались в мир физических законов и формул. И кстати, умение писать лекции, конспектировать, полученное на уроках Марии Степановны, пригодилось и в студенческую пору. С Алексеевой Ольгой Александровной мы путешествовали по разным историческим эпохам. Также мне запомнились уроки географии (путешествия, игры, составление карт). Побегайло Алина Константиновна привила мне интерес к этому предмету. А как не вспомнить уроки музыки! Оксана Ивановна Букина с нами была с «нулёвки». Помню, как мы в тесном кругу в актовом зале разучивали песни, затем с азартом их распевали. С нетерпением я всегда ждала уроки английского языка. Грамматика, топики, переводы, лингафонный класс. Благодаря настоящим «иностранкам» Стадольник Татьяне Васильевне и Леоновой Ларисе Леонидовне английский помню до сих пор. Ну  и конечно нельзя не вспомнить уроки физкультуры. Учителя физкультуры менялись (Савицкая О.А, Торопов  А.Л, Малицкий В.А.)

Не скажу, что это был мой любимый предмет, но учителя-физкультурники смогли примирить меня с ним. Ещё хочется вспомнить такие домашние, уютные уроки труда: и винегрет готовили, и блины пекли, научились кроить и шить. И это всё благодаря стараниям мастериц Кошанской Людмилы Павловны и Кондратенко Людмилы Тимофеевны.

            Много школьных событий вспоминается. Яркие, незабываемые праздники…День Ученика, День Семьи, общешкольные сентябрьские походы…И всегда в центре – талантливые, артистичные, воодушевлённые учителя: и танцуют, и поют, и играют, и спортивную пирамиду с лёгкостью соорудят. Заводилой, конечно же, зачастую была Петренко Лариса Дмитриевна, поразительно неунывающий, оптимистичный человек!

           И, конечно же, директор школы Федоша Татьяна Ивановна, к сожалению, рано ушедшая из жизни. Всегда подтянутая, красивая, строгая в меру, улыбчивая. Она жила школой, учениками. Учитель –это дар, призвание. Это про Татьяну Ивановну. Да и про каждого нашего учителя!

           Просматриваю старые видеозаписи, фотографии всегда с улыбкой и…сожалением. Сожалением о том, что мои школьные годы ушли.

         Сегодня я сама работаю учителем в моей любимой школе,  мой сын учится в моей любимой школе. И я имею уникальную возможность снова и снова проживать школьные чудесные деньки…пусть уже и не как ученица.

 

          Спасибо всем учителям, моим одноклассникам за  прекрасные воспоминания о школьной жизни!

          Я горжусь тем, что могу сказать: «Я- выпускница Раздолинской школы!»

 

 ВЫПУСКНИЦА 1997 ГОДА СТАРОВОЙТОВА (КОХНО) ЮЛИЯ

 

 

          У каждого из нас в памяти своя школьная тропинка. Проходят годы, и она становится большой дорогой длиною в жизнь. И очень важно, кто идёт рядом, кто открывает человеку окно в этот удивительный мир. Учитель - это призвание. Учителями не рождаются - ими становятся.

          Таким Учителем стала для меня Попова Людмила Андреевна, которую вспоминаю с бесконечной благодарностью и огромной теплотой. Невозможно забыть ее уроки, наполненные не только напряженным учебным трудом, но и радостью познания, пониманием гармоничности, стройности речи, ощущением причастности к судьбе родной страны. Сколько душевных сил и энергии отдала она нам, своим ученикам, научив нас правильно, лаконично, просто выражать свои мысли, красиво и грамотно писать, уважать русскую литературу, находить ответы на главные человеческие вопросы: что есть добро, истина, красота? в чем смысл жизни? что значит любить свою Родину?

         В чем секрет ее учительского мастерства и таланта? Наверное, истинно русские корни да сама жизнь сделали ее такой: доброй и требовательной, понимающей и строгой, справедливой, мудрой, настоящей Учительницей. Наш классный руководитель, Людмила Андреевна, была для нас настоящим взрослым другом, наставником. И как учитель она для своих учеников была непререкаемым авторитетом. На ее уроках литературы всегда было интересно: увлеченный рассказ учителя, грамзапись, диапроектор –все возможные для того времени технические средства помогали проникнуться духом эпохи, понять главное из того, что хотел сказать поэт или писатель о своем времени, о своих героях. И в результате мы сопереживали милым детям из «Кладовой солнца» М. Пришвина, и юным героям-молодогвардейцам, и подвигу Алексея Мересьева.

       С каждым таким уроком мы взрослели, росли духовно. Мы тогда и не задумывались, какого напряжения всех сил и неустанного поиска требует подготовка к таким урокам. На уроках Людмилы Андреевны никогда не было скучно. Рассказ о поэте Т.Г Шевченко мы слушали, раскрыв рты, а изучая творчество В.Маяковского, верили, что это ее любимый поэт. Всегда гордились своим учителем, своим классным руководителем.

 

 

        Уже придя работать учителем русского языка и литературы в родную школу, я с трепетом перебирала дидактические карточки по русскому языку, написанные моими одноклассниками и мной в том числе. В памяти вновь ожили картины детства, насыщенной школьной жизни: тимуровская работа, спортивные соревнования, классные часы о Родине, о героях войны и труда, о долге, мужестве, о нравственности – все это были для нас уроки гражданственности, нравственного взросления. А рядом с нами всегда была наша учительница, Попова Людмила Андреевна. Несмотря на ее внешнюю строгость, рядом с нею мы чувствовали себя как-то защищенно, потому что знали, что она всегда готова прийти на помощь, никогда не обидит нетактичным замечанием, недобрым словом или взглядом. Отдавая всю себя любимой профессии, она получила заслуженное признание.

        Принципиальность, способность тонко чувствовать человека и ситуацию, уважение к личности, умение самый маленький росточек способностей превратить в урожай успеха - разве этого мало, чтобы любить учителя? Мы подражали её плавному красивому почерку. А Людмила Андреевна была для нас самая мудрая, самая справедливая. Многие девочки из нашего класса мечтали стать учителями, но воплотили мечту в реальность четверо, в том числе и я. Людмила Андреевна стала моим наставником. В эти годы я снова училась у моего учителя, теперь уже – педагогическому мастерству. Я оценила её трудолюбие, ответственное отношение к любому делу, умение работать в коллективе детей, трогательную заботу о каждом ребёнке.

          Сейчас, когда я имею уже некоторый жизненный опыт, понимаю, как же это важно, что в моей жизни встретился такой замечательный педагог. Предлоги и союзы… Гиперболы и метафоры… Раскольниковы и Обломовы… Все это – жизнь Людмилы Андреевны. Все это – моя юность. Все это – память об Учителе.

Людмила Попова , выпускница Раздолинской школы 1985 года

 

 

 

 

 

 

  




Комментарии



Оставьте комментарий
Фамилия, имя, отчество
Ваш e-mail
Ваш статус
Ваш комментарий
Код:
Дата последнего обновления страницы 21.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения